Когда слышится название города Иваново, воображение рисует яркий русский сарафан, узорную скатерть и на ней сверкающий начищенными медными боками дымящийся самовар. Здесь зародилась и набрала силу главная гордость Иваново - производство тканей, здесь же стал уже традиционным парад невест!
Среди городов Золотого кольца Иваново – самый молодой.
В 1561 году милостью царя Ивана IV (Грозного) село Иваново вместе с прилегающими землями было даровано кабардинским князьям Темрюковичам-Черкасским, доводившимся ему шуринами.
Почва в этих местах не позволяла выращивать хлеб, зато лен родился в избытке. Преобладавшее в селе культивирование льна, ткаческое ремесло и торговля на ярмарках холстами, крашениной и набойками дали направление его дальнейшему развитию в сторону производства тканей.
Крестьяне, освободившиеся от крепостной зависимости, создавали мануфактуры на незаселенных территориях около села; обособившиеся территории позже слились в Вознесенский Посад.
Война 1812 года сыграла на руку ивановским производителям: знаменитый пожар в Москве уничтожил в том числе фабрики столичных конкурентов, в результате чего доходы первых выросли в семь раз! Ниша производства тканей была завоевана.
Строительство в 1868 году железнодорожной ветки ускоряет темпы промышленного развития.
Село Иваново процветало и разрасталось, и в 1871 году объединилось с городом Вознесенский Посад, образовав некий обоюдовыгодный симбиоз: в селе выращивался лен, а текстильные предприятия находились в городе. До 1932 года город звался Иваново-Вознесенск, вошедший в Шуйский уезд Владимирской губернии.
Появление и рост промышленных предприятий предполагал вовлечение большого количества рабочих. Но этот прирост рабочей массы привел к увеличению социальной напряженности. И начало XX века было озарено вспышками пролетарских восстаний. Уже в 1892 году в Иваново-Вознесенске появился первый марксистский кружок, еще через шесть лет организован комитет Российской социал-демократической рабочей партии.
В мае 1905 года началась 72-дневная забастовка рабочих. После Иваново-Вознесенской стачки был образован самый первый в стране Совет рабочих депутатов. В память об этих днях в Иваново возведен памятник борцам революции 1905 года.
Можно по-разному толковать события, перевернувшие жизнь целой страны, но так или иначе, они уже стали частью истории, и люди с противоположными убеждениями одинаково участвовали в судьбе города.
Этот человек известен в Иваново как промышленник, филантроп и коллекционер. Родился в селе Иваново в семье потомственного фабриканта. Его дед, Диодор Бурылин, был крепостным, сумел выкупиться из зависимости, неустанно трудился, преуспел, но при этом очень много сделал для жителей Иваново и Вознесенского Посада. Он наставлял и сына, и внука быть полезными не только себе, но и своим ближним, и отечеству.
Дмитрий Бурылин уже с 14 лет вместе с братом ведут дела на ситценабивной фабрике. Производство расширяется и модернизируется, строятся новые корпуса. С 1893 года к его активам добавляется хлопкоочистительная фабрика, поставляющая свою продукцию на пороховые заводы.
Помимо предпринимательства Бурылин вел активную общественную жизнь. Он избирался в городскую думу и занимал разные общественные должности. Политикой он не интересовался, а старался принести пользу реальными делами. Дмитрий Геннадьевич состоял в попечительских советах многих учреждений, таких как:
Но самым любимым и взлелеянным его детищем становится музей. Доставшуюся от деда коллекцию редких вещей он постоянно пополнял, скупая раритеты у коллекционеров. Одним из экспонатов стала даже египетская мумия.
С приходом Советской власти все имущество, в том числе музей, подверглись национализации. Бурылин в собственном музее был главным хранителем, а в собственном доме был вынужден занимать с семьей подвальные помещения. Коллекция музея была такая огромная, что часть экспонатов попала в Эрмитаж, часть - Московский музей Востока, а также в Херсонский и Керченский музеи. А остатки коллекции распределились между тремя городскими музеями и библиотекой.
Яркий революционер в 1918 году стал первым губернатором вновь созданной Иваново-Вознесенской губернии. В то время эта должность именовалась «председатель Губернского исполнительного комитета». В непростое переломное время нужно было обладать мужеством, волей и огромным трудолюбием, чтобы сделать возможным существование новой губернии по законам новой страны. Эти качества видели в Михаиле Васильевиче его современники.
Помимо первоочередных задач по становлению новой экономической и политической системы, им делалось все возможное, чтобы людям молодой республики было хорошо и интересно в ней жить. Земляки благодарны М.В. Фрунзе за то, что было реализовано его стараниями:
В 1957 году еще одной достопримечательностью города Иваново становится памятник Михаилу Васильевичу Фрунзе, открытый в городском сквере рядом с цирком.
Великий военачальник родился в селе Новая Гольчиха Кинешемского уезда (ныне в составе Ивановской области) в сентябре 1895 года. Теперь сложно представить, но о военном деле юноша не помышлял. Родившись в бедной семье сельского священника четвертым из восьмерых детей, он направил свое образование по духовной стезе, а после собирался выучиться на агронома.
Начало первой мировой войны изменило эти планы. На фронте он уже тогда показал себя отличным командиром, пройдя путь от прапорщика до штабс-капитана. С началом тревожных революционных событий Василевский оставил армию и вернулся к мирной жизни, но ненадолго. Уже в 1919 году его призвали, теперь уже под кумачовые стяги молодой Красной армии. С этого момента и на всю жизнь он всецело принадлежал ратному делу.
Большую часть Великой Отечественной войны Василевский находился в должности начальника Генерального штаба. Координировал действия советских фронтов, участвовал в подготовке и осуществлении большинства решающих сражений:
Александр Михайлович 22 месяца из 34 находился на местах военных действий, предпочитал лично контролировать ведение боевых операций, одновременно направляя деятельность Генштаба.
В память о заслугах великого земляка в городах Кинешма и Вичуга Ивановской области установлены бюсты. В самом Иваново на улице, носящей имя Александра Михайловича Василевского, на одном из домов – мемориальная доска.
Дмитрий Андреевич Фурманов появился на свет 7 ноября (по новому стилю) 1891 г. в селе Середа Костромской губернии (ныне г. Фурманов, Ивановской области). Революционер, писатель. Активный и неравнодушный, Фурманов очень рано проникся революционными идеями. В 1914 году он отправляется на фронт братом милосердия, а вернувшись в Иваново-Вознесенск, вместе с другом организует рабочие курсы.
Деятельная натура непременно требует какого-то движения, только с направлением пока он не может определиться. Все изменила встреча с М.В. Фрунзе, после которой Фурманов окончательно примкнул к большевикам.
Осенью 1918 г. становится секретарём Иваново-Вознесенского окружкома РКП(б). В 1919 г. Фурманов снова на фронтах, теперь уже Гражданской войны, где сражается под командованием легендарного Чапаева.
Серьезная писательская работа началась в 1921 году. Увидели свет его книги «Красный десант», «Чапаев», «В восемнадцатом году», «Мятеж».
Имя писателя на родной земле носят:
В нашем списке имен, прославивших город Иваново, среди брутальных героев, легендарный кутюрье Вячеслав Зайцев выглядит как райская птица, прилетевшая из тропических лесов, хотя, справедливо заметить, силой духа, трудолюбием и умением добиваться задуманного не уступит ни одному из них.
Знаменитый модельер родился и вырос в Иваново. Было ли решение посвятить себя дизайну одежды навеяно «текстильной» атмосферой города невест неизвестно, но к творчеству Слава тяготел всегда: любил рисовать, пел в хоре и выступал в самодеятельности. Детство пришлось на трудные годы войны. Фронтовик-отец попал в лагеря за то, что был в окружении, и это обстоятельство закрыло перед мальчиком многие двери.
Вячеслав Зайцев закончил Ивановский химико-технологический техникум по специальности художника текстильного рисунка. Московский текстильный институт Зайцев закончил с отличием и был распределен на бабушкинскую экспериментально-техническую швейную фабрику. Вообще, все за что он ни брался, он делал отлично и с увлечением, ему многое было интересно, несмотря на то, что жизнь била и ломала.
Его первой работой стала коллекция одежды для работниц села, она была удобной и практичной, но шла вразрез с представлениями об образе советской колхозницы, поскольку выглядела очень женственно. Благодаря этой работе о нем узнали корифеи моды из домов Пьера Кардена и Кристиана Диора, признав в нем равного.
Над созданием прекрасных образов Вячеслав Зайцев трудился в Общесоюзном Доме Моделей одежды, а затем в Доме Моды. Среди множества работ мастера – коллекции из ивановского ситца.
Из Москвы в родное Иваново мэтр ездит регулярно, почти каждый месяц. Здесь в музее ивановского ситца, гордыми своим землячеством с главным российским кутюрье, ивановцами отведено три зала шедеврам Вячеслава Зайцева.
Город Иваново не изобилует храмами и церквями. На его современный облик в большей степени оказала воздействие советская эпоха. Революционный Иваново-Вознесенск становится плацдармом революции и в архитектуре, здесь, на переломе эпох, в 20-30-е годы прошлого столетия получило развитие направление конструктивизма. Призывы забыть все старое, отказаться от «искусства ради искусства» вылились в зарождение нового веяния в градостроительстве.
Конструктивисты искали выразительность не в декоративных изысках, а в динамике простых конструкций, вертикальных и горизонтальных линиях, свободе плана здания. Благодаря такому новаторству, на фото достопримечательностей города Иваново мы видим:
Историко-Краеведческий музей Иваново своим появлением во многом обязан Дмитрию Геннадьевичу Бурылину. Коллекция старинных монет и книг, которая досталась ему от деда, многократно им приумножилась и вышла за пределы нумизматических и букинистических раритетов. Промышленник и коллекционер скупал редкие старинные у коллекционеров по всему свету: в Англии, Германии, Финляндии, Египте, Турции и т.д. Бессчетное множество экспонатов группировалось в разрезе тематических коллекций:
Музей был построен на средства самого Бурылина, и часть помещений была отдана художественному училищу, с тем чтобы у воспитанников формировался вкус к прекрасному.
После революции бережно собранные сокровища разошлись по музеям страны. В городе осталась лишь часть из них, но и она, бесспорно, представляет большой интерес.
В настоящее время в экспозиционных залах – предметы быта обывателей позапрошлого столетия, старинное оружие, монеты, большая библиотека, натуралистический отдел.
К подразделениям музея относятся:
Этот музей в Иваново расположился в родовом доме Дмитрия Ивановича Бурылина. В основу легла уникальная текстильная коллекция, насчитывающая свыше полумиллиона единиц.
Музей представлен двумя экспозициями:
Первая проводит от истоков зарождения промысла до создания современных образцов, раскрывает перерождение старинных орнаментов в актуальные принты. Здесь можно увидеть первые деревянные ноу-хау в ткачестве, оборудование дореволюционных фабрик, образцы одежды разных сословий, украшения, и, конечно, ткани.
Во второй экспозиции представлены работы мэтра, эскизы его коллекций, фотографии.
Особо следует сказать о самом здании. Оно было построено в 1914 году, и было одним из самых красивых в Иваново-Вознесенске.
На фото достопримечательностей города Иваново - памятник Д.И. Бурылину, открытый в 2014 году на бывшей территории усадебного парка. Помимо главного дома в ансамбль входил несохранившийся одноэтажный жилой флигель и построенный напротив него гараж. Как и примыкающая к нему привратницкая, гараж построен в стиле «модерн». Главный дом усадьбы явился результатом реконструкции старого особняка деда Бурылина.
Внутреннее убранство дома поражает роскошью и изяществом и говорит о безупречном вкусе владельца и архитектора. Эстетика модерна не признавала понятия второсортности и типовых решений, каждый элемент уникален и неповторим. Сохранился камин, отделанный мрамором, цветные витражи на окнах, лепнина на потолках, растительный орнамент на стенах.
Увидев среди современных городских зданий скромный беленый домик, человек непосвященный будет удивлен такому мезальянсу, и уж конечно, сразу и не разглядит в нем памятник архитектуры. Между тем, это самое старое гражданское строение в области, оно относится к допетровскому времени, приблизительно конца XVII века.
Изначально эта достопримечательность города Иваново служила в качестве приказной сельской избы, этакий сельсовет. Свое название Щудровская палатка получила по имени одного из прежних владельцев Осипа Щудрова, преуспевшего крестьянина, который набивал в ней рисунок на ткани. Он надстроил еще два этажа, на одном из которых были вешала для сушки тканей.
Позже оно стало жилым, затем использовалось для производства ваты, под склад, пока в 1924 году не было взято под охрану как объект культурного наследия и не обрело прежний вид.
Теперь нам виден лишь первый этаж, но у здания есть еще подклет, который сейчас полностью находится под землей.
Этот монастырь появился в центре Иваново совсем недавно, в 1991 году, и отправной точкой строительства стала церковь Введения Богородицы, именуемая Красной.
Красная церковь была выстроена в 1907 году полностью на пожертвования прихожан. Посадские крестьяне на своем сходе в 1900 году приняли решение о строительстве, а граф С.Д. Шереметьев распорядился выделить участок. Архитектором проекта выступил Петр Густавович Беген, широко известный во Владимирской и Иваново-Вознесенской губерниях.
Храм находился на рабочей окраине и не мог иметь больших пожертвований, его оформление собиралось буквально с миру по нитке, прихожане в кредит закупали стройматериалы и церковную утварь. Трехъярусный резной иконостас был установлен на средства все того же Д.Г. Бурылина.
В 1938 году Советская власть церковь закрыла, мотивируя тем, что она не посещается, все внутреннее убранство было уничтожено и разграблено, а помещение стало использоваться как архив. Еще во время Великой Отечественной войны верующими предпринимались попытки вновь начать работу храма, но и они не увенчались успехом. Эти попытки, возглавляемые архимандритом Амвросием (Юрасовым) возобновились в 1988 году, верующие даже объявили голодовку, велась нешуточная борьба, и в итоге, в 1990 году ключи от храма вернули общине.
Уже очень скоро, в марте 1991 года, начал свою духовную миссию православный женский монастырь. Сестры обители не ограничивают жизнь одними лишь службами. Ими ведется в миру активная социальная работа: посещение тюрем, поддержка инвалидов, помощь больным и наркозависимым.