Создание музея Тютчева в Мураново заслуживает отдельного повествования. Как получилось, что именно тут, в имении, в котором сам поэт не жил, был создан музей Мураново?
После раздела имущества между наследницами семьи Энгельгардтов – Анастасией Львовной Боратынской, супругой поэта-соратника Пушкина, и Софьей Львовной Путятой, которая была замужем за близким другом Е.А. Боратынского Н.В. Путятой – подмосковное имение Мураново отошло последней.
Получив дом и земли Мураново, где жил Евгений Абрамович, места, в которые он вложил столько сил, семья Путят бережно хранила все связанные с ним вещи, которые Анастасия Львовна оставила в этой «стране поэта». Если Е.А. Боратынский в последние годы все больше отходил от литературного общества, и стал по выражению Н.В. Гоголя «для всех чужим и никому не близким», то Николай Васильевич Путята имел широкий круг общения. Здесь бывали Н.В. Гоголь, Сергей Тимофеевич Аксаков, подаривший нам сказку об аленьком цветочке и другие замечательные книги, его сын, Константин Сергеевич Аксаков, литератор один из основоположников идей славянофильства, библиофилы С.А. Соболевский и С.Д. Полторацкий.
В семье Путят был только один ребенок – Ольга Николаевна. В 1869 году она вышла замуж за Ивана Федоровича Тютчева, так в жизни усадьбы начался новый этап. Иван Федорович был младшим сыном Ф.И. Тютчева, и хотя нет сведений о пребывании самого поэта в Мураново, именно тут сложилась экспозиция музея, посвященного Федору Ивановичу. После кончины литератора в 1873 году его вдова Эрнестина Федоровна переехала жить к сыну, сюда же она перевезла большую часть вещей своего покойного супруга.
Фонды музея хранят не только архивы, документы, рукописи и вещи, принадлежавшие роду Тютчевых, но и два дагеротипных портрета поэта. Самый ранний из снимков был сделан в промежутке между 1841 и 1844 годами либо в Мюнхене, где в это время жил Ф.И. Тютчев, либо в Париже, где он провел несколько месяцев в 1844 году. Второй дагеротип датируется концом 1840-х годов. Ученые пришли к такому выводу, основываясь на характерных особенностях дагеротипов ателье К. Даутендея в Санкт-Петербурге, и наличии похожего портрета дочери поэта.
1870-е годы стали для усадьбы Мураново периодом расцвета во всех смыслах: помимо возведения флигеля для Эрн.Ф. Тютчевой и строительства домовой церкви на месте амбара, который сохранился еще со времен Энгельгардтов, первых владельцев, семья уделяет особое внимание парку и цветникам. В этот период окончательно сформировался внешний вид имения, и его сохраняет музей в наши дни. Сирень и жасмин, цветущие у флигеля вдовы поэта, липовая аллея и парк, река с запрудой и некоторые деревья, которые помнят еще Евгения Абрамовича Боратынского. Все это живые нити, позволяющие прикоснуться к прошлому.
Усадьба сумела без потерь пережить лихие годы революции и Гражданской войны, а в 1920 году внук поэта Николай Иванович Тютчев выступил с предложением создать в Мураново музей. Имение, сохранив все, что было от прежних своих обитателей, перешло в новое качество, став при этом «живым сосредоточием лучшего, что осталось от вершин русской жизни XIX века», по словам Максимилиана Волошина. Родовое поместье Тютчевых в селе Овстуг обветшало еще в конце XIX века и не могло в то время соперничать с процветавшей подмосковной усадьбой Абрамцево.
Тронь, и зазвучит множество нитей – судьбы людей, их связи, письма, мысли.
Предметы, которые хранятся в фондах музея, отсылают к уже не всегда понятным нам реалиям быта, рассказывают о принятых в те времена развлечениях и занятиях.
Взять хотя бы ковры: в музее Мураново достаточно ковров ручной работы – персидских, азербайджанских – но есть среди них и особенный экземпляр. Вышивка по канве – принятый и в высшем обществе способ времяпровождения, но ковер, который собственноручно вышивала цветной шерстью Эрнестина Федоровна Тютчева, урожденная эльзасская баронесса, встретить можно не часто.
Хотя бы уже поэтому можно задуматься над тем, как, собственно, выглядела дворянская жизнь в конце XIX века, чем люди занимались, как был устроен их день.
За усадебным домом расположена площадка для крокета, где в теплое время года играют и взрослые, и дети. На кухне пекут по старинным рецептам вафли с двуглавыми орлами и надписью «Тула 1808 год» – так они выглядели, когда их готовили в печи в вафельницах-щипцах, ставших уже давно музейными экспонатами.
В музее Мураново скучно не бывает: здесь постоянно проводятся выставки, концерты и другие мероприятия. На фестивалях можно попробовать свои силы, например, на покосе, и сразиться за первое место на турнире по крокету!